noa_anuta: (Default)
noa_anuta ([personal profile] noa_anuta) wrote2006-03-09 10:38 pm

Ну какой из меня кинокритик?

Наконец-то я догнала своих продвинутых друзей и посмотрела "Сибирского цирюльника". Смотрела я его на частном просмотре в исключительно интернациональном обществе ста человек. Уж не помню, сколько времени длилась эта сага (кажется, часа три с половиной), но к концу фильма я поймала себя на том, что все это время я сидела красная как помидор. Красная от стыда.
Я слышала об этом фильме разные мнения. В основном от израильтян, которые были в полном восторге. Потом фильм при мне упомянули несколько англичан, и они тоже были в восторге. Мнения русских делились на "полное дерьмо" (эстеты и всякие там интеллектуалы) и "а че, нормальный фильм, смотрится легко" (не претендующие). И вот ведь какая штука: правы и те, и другие.
Эх, товарищ Михалков! Как же ему самому, наверное, было тошно! Ладно бы только идиотское двуязычие (вы знали, что в России в 1885 году даже простые тюремщики говорили по-английски? Не говоря уже обо всяких высших военных чинах. А что уроки географии и истории в кадетском училище тоже велись по-английски, вы знали? И при этом - ха-ха-ха - сколько шуточек по поводу незнания этого самого английского русскими генералами!). Я не стану говорить о жутко прописанных английскх диалогах, о неестественном американском акценте англичанки Джули Ормонд, о сорокалетнем Меньшикове, играющем 20-летнего мальчишку, и о кадетах, поющих марш вслед уходящему поезду, на котором Меньшиков едет в Сибирь. Стыдно мне было не от этого, а от того, что иностранцам, никогда не бывавшим в России, показали этакий веселый зоопарк. А тем, кто не понял, еще и подсказали: русский генерал пил водку и жевал пустую стеклянную рюмку, чуть ли не обнявшись с пьяным ярмарочным медведем. А зрители в зале - от американцев до японцев - ржали над словом "запой", которое хорошенько этим самым зрителям объяснили, перевели и проиллюстрировали. Пресловутая "широта русской души" тоже была показана во всей красе: Меньшиков с приятелями вели себя совершенно по-идиотски, щеголяя залихватскими замашками и периодически пуская слезы (у Меньшикова они стояли в глазах на протяжении всего фильма. Три с половиной часа!), так что будет странно, если зрители истолкуют "широту русской души" иначе, чем кретинизм с оттенками легкой помешанности. От юмора фильма типа "ой, сел в лужу и получил тортом по роже" у меня свело челюсть в самом начале (все еще больно). По-видимому, создатели "Цирюльника" решили, что яркий сарказм, присущий многим хорошим русским комедиям, тупые иностранцы не поймут. То ли впечатление от цирка не хотели портить, то ли такого они мнения об иностранцах. По-моему, оба варианта не в их пользу.
И все это шло под лозунгом "Он русский, это многое объясняет". Сама я не совсем русская и в России за последние 16 лет была только один раз в течение недели. Но мне было ужасно обидно за эту самую Россию (прошу прощения за пафос). Михалков добился мирового признания, председательствовал на всяких престижных конкурсах и получил энное количество денег за свой шедевр (как и Меньшиков, о котором я почему-то была лучшего мнения). При этом собственную страну он выставил перед миром в таком свете... Мне вот интересно: спокойно ли художник спит по ночам, зная, что настоящую славу-то он завоевал не искусством, а с помощью дешевого балагана? Не знаю, что лучше: чтобы иностранцы думали, что русские - плаксивые идиоты-алкоголики или что все они поголовно зачитываются Толстым и Достоевским. Не знаю, что дальше от истины, но шедевр Михалкова - пожалуй худшее, что миру можно показать. Дешево все это, как сапоги из искусственной кожи. Фу.

Уж сколько раз твердили миру...

[identity profile] ojabun.livejournal.com 2006-03-10 05:22 am (UTC)(link)
Михалков показал русских и Россию американцам так же, как они привыкли показывать её самим себе.
Мда... Цирк уехал, а клоуны остались.
Я часто общаюсь с иностранцами. Европейцы ещё ничего. А вот американцы... Их часто приходится удивлять тем что русские ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ, а не ПЕТРУШКИ из БАЛАГАНА.
Цирюльника не смотрел, но в целом поддерживаю. Смешно, когда НЕКТО пытается сделать из кого-то клоуна. Ещё "смешнее" когда к объектам потехи принадлежишь национально...

Re: Уж сколько раз твердили миру...

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 11:27 am (UTC)(link)
Самое грустное, что устроители просмотра были русскими, и перед ними стояла дилемма: что показывать - "Цирюльника" или "Утомленных солнцем". В итоге решили, что сталинизм вредит положительному восприятию России иностранцами :-/

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 06:38 pm (UTC)(link)
Абсолютно согласна со всем, что ты сказала!
У МИхалкова есть два хороших фильма: "Пять вечеров" и "Неоконченная пьеса для механического пианино". И все. Все остальное, пардон, дерьмо.

[identity profile] kostyanus.livejournal.com 2006-03-10 09:28 pm (UTC)(link)
"не совсем русская"
+2
валялсо! ;)

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 09:31 pm (UTC)(link)
Точно. Почивает на лаврах, хорошо так, удобно почивает.

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 09:35 pm (UTC)(link)
Честно говоря, под "не совсем русская" я имела в виду не еврейские гены, а то, что сознательную жизнь прожила уже не в России, так что права на "русскость" у меня не было бы, будь я даже потомком русских царей :)

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 09:41 pm (UTC)(link)
Если хочется хорошего русского кино - пересмотри "Не горюй" Данелии :) Поднимает настроение. То есть это скорее русскоязычное кино :)

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 09:45 pm (UTC)(link)
Да, надо будет скачать. Я сейчас смотрю "Мастера и Маргариту" (которые сериал). Его, говорят, ругали, а мне ужасно нравится. Текст чистейший, актерский состав - потрясающий, единственный промах - Маргарита, ну да черт с ней. Воланд - Баселашвили. Представляешь? А Коровьев... Абдулов, разумееется! Если достанешь - посмотри, удовольствия масса.

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 09:48 pm (UTC)(link)
Я М&М посмотрела. А ты до какой серии дошла? Я ужасно радовалась до седьмой, потом меня все стало раздражать, а потом вообще смотреть расхотелось... Маргарита - серьезный промах. Красива она, конечно, божественно, но актриса просто дубовая. Мы тут все вначале смотрели с удовольствием, а концу скисли... :)

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 09:53 pm (UTC)(link)
А вот я, по-моему, седьмую и посмотрела. Бал. Я пока еще надеюсь на хорошие сцены, лишь бы только Маргариту убрали. Кстати, насчет красоты не согласна: по-моему обыкновенное злое лицо, и губы, на мой взгляд, слишком жесткие. И, опять же, еврейские черты слишком уж бросаются в глаза, а у Булгакова я что-то такого не помню... А может, просто упустила, честно говоря, книгу я читала очень давно.

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 09:53 pm (UTC)(link)
Да, еще в какой-то момент начинает жутко бесить музыкальный фон...

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 09:55 pm (UTC)(link)
А знаешь, кто музыку писал? Помнишь, была такая дебильная песенка во времена нашей "молодости":

Есть билет на балет,
На трамвай билета нет...

Это он, родимый, Корнелюк!

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 09:56 pm (UTC)(link)
Вот именно бал-то меня и разочаровал. Массовка, конечно, потрясная, но все равно... Мне кажется, что этот сериал просто очень разошелся с моим личным восприятием, за что смешно винить его создателей.
Да, мне Маргарита тоже показалась уж слишком танахической, да и глаза у нее должны были быть зеленые! :)

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 09:56 pm (UTC)(link)
:))
Теперь все ясно...

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 10:00 pm (UTC)(link)
Им надо было меня на эту роль взять: танахическая физиономия с зелеными глазами. Да еще раскосыми, чтоб уж совсем для интернационального эффекта. Но на метле я бы летать отказалась, а на борове - тем более :)

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 10:04 pm (UTC)(link)
Ого, забавно! Я именно сеичас про это и подумала - про тебя в роли Маргариты, и собиралась это написать! А насчет метлы - это все компьютерная графика, так что в реале летать бы не пришлось... :)

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 10:07 pm (UTC)(link)
На роль Наташи мы бы взяли Наташку, а я бы недурно смотрелась в качестве той самой метлы! :)

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 10:07 pm (UTC)(link)
Ну, тогда ладно, если хорошенько попросят, может и соглашусь :))

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 10:08 pm (UTC)(link)
:)))

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-03-10 10:09 pm (UTC)(link)
Это Маргарита громко ржет.

[identity profile] linette75.livejournal.com 2006-03-10 10:10 pm (UTC)(link)
:)))

[identity profile] rittter.livejournal.com 2006-12-16 08:30 pm (UTC)(link)
Я с вами не согласен. Если хотите, подискутируем, потом, пока пойду дальше.

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-12-16 08:46 pm (UTC)(link)
Не согласны с оценкой фильма или с общими выводами? А подискутирую с удовольствием :)

[identity profile] rittter.livejournal.com 2006-12-16 10:08 pm (UTC)(link)
Надо понимать в какое время снимался фильм. Страна находилась в полной жопе. (Можно ли употреблять это слово в вашем журнале?) Это был первый российский блокбастер, со всеми особенностями свойственными этому жанру. Это было на уровне запада во всем и в цвете и в сюжете и в спецэффектах. Я помню настроение в связи с выходом фильма, толпы народа. Такое случилось впервые. Он как лучик света в этой самой… темном царстве вместе с царем и курсантами и масленицей и запоем.
Это общее впечатление. О деталях потом.

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-12-16 10:43 pm (UTC)(link)
В моем журнале можно употреблять все, вплоть до мата (если он оправдан стилистически и не использован в мой адрес :)

Возможно, вы правы с точки зрения "лучика света". Я-то смотрела на все это со стороны. Если бы картину оставили в пределах России и не выносили "сор из избы", наверное, все это было бы оправдано. Но снимался-то фильм прежде всего с рассчетом на мировую известность. Иностранцы действительно воспринимают все это как цирк. Когда "он русский, это все объясняет" говорит русский человек русскому человеку, это абсолютно легитимно. Но когда это сказано англичанину или американцу... Русских в Европе по сей день воспринимают как танцующих медведей. Я прекрасно рассмотрела реакцию зала во время фильма. Американцы и англичане ржали от души, а русские ребята (а там были и такие) сидели тихо, как мыши, с явным отвращением поглядывая на экран. Мне было реально стыдно. Причем я пришла на фильм, наслушавшись о нем хвалебных откликов. И вообще, мне должно быть пофиг, я к России имею такое же отношение, как к израильские пальмы к прошлогоднему снегу в Сибири...

А вы откуда? У вас в профиле не указано, мне просто интересно. И язык слишком правильный для совсем уж юного пацана :)

[identity profile] rittter.livejournal.com 2006-12-17 07:34 am (UTC)(link)
Чехарда с английским – это законы жанра. Тебе обидно за зоопарк. Так он и был зоопарк. Всегда. Разговоры о том, что когда-то в России все было в кайф – это всего лишь миф. Достаточно почитать Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова и прочих классиков. Может Михалков и утрировал, так это снова законы жанра.
Роль Меньшикова надо было отдать Башарову. Опять таки подход с точки зрения: Меньшиков – звезда, его знают на западе.
На самом деле фильм глубокий. Мы никогда не будем Европой. Вот он о чем. Ты сама жила на границе Европы и Азии. (Я тоже оттуда. Уфа.) Этот разлом прошел через тебя и через меня. Тебе всегда будет обидно, всю жизнь, как бы ты от нас не открещивалась. А мы всем кинотеатром ржали и нам не было обидно. Вопрос откуда смотреть.
Пусть все смотрят. Пусть смеются. Да, моя мать шлюха и пьяница, но зато она научила меня вышивать и печь вот такие пироги. Кушайте, кушайте. Как у Шевчука: «Еду я на Родину, пусть кричат уродина…»
А М и М – халтура. Мои друзья снимали седьмую серию, когда ты научишь меня делать комментарии невидимыми, я тебе расскажу кухню. То что знаю.

[identity profile] noa-anuta.livejournal.com 2006-12-17 11:01 am (UTC)(link)
Господи, да кто же открещивается? Просто когда я жила в Перьми, я мало что соображала - меня увезли в 16 лет, там было не до антропологического анализа :)

То, что Россия никогда не станет Европой, скорее всего, факт, тут я согласна. Просто жаль, что это единственный message, который русские звезды типа Михалова готовы передать на запад. Дело в том, что вся эта преданность, любовь, дружба и тому подобные громкие понятия в фильме выглядели настолько нелепо, что получилось, будто это тоже часть зоопарка.

Я понимаю, что есть такая штука - самоирония. Сама этим страдаю... Но становится неловко, когда люди не занимаются ничем, кроме самоиронии. Вот, пожалуй, чем меня покоробил этот фильм.

А М и М - понятно, что халтура :) Как любой сериал, снятый на видео. Меня порадовало то, что совсем не халтурный текст читали классные актеры (опять же, за некоторыми исключениями). Смотреть-то там особо нечего, но удовольствия все равно масса.

Сама я насмотрелась на то, как делаются сериалы. В далекой юности, когда позарез нужны были деньги, я иногда подрабатывала в массовке к таким вот шедеврам. А потом проработала 6 лет на израильском ТВ. Там я сериалов насмотрелась... Я по ним дисертацию написать могу :)) Но про то, как "Мастера" снимали вы мне, пожалуйста, напишите, не подумайте, что я "уже знаю все на свете". Ужасно интересно.